вторник, 28 октября 2008 г.

Все годы работы Михалкова его окружала глухая зависть коллег и враждебность столичной элиты.

Анатолий Королев, писатель, член русского Пен-Клуба, специально для РИА-Новости.

Свой среди чужих, чужой среди своих. Феномен Никиты Михалкова

Известие о том, что Никита Михалков в Токио получил высшую награду Японии за вклад в киноискусство – премию имени Акиры Куросавы ($50000) в очередной раз напомнила знатокам кино, о том, что настоящее признание наш знаменитый режиссер все-таки завоевал за пределами родного отечества.

Успешно снимая один фильм за другим с 1974 года, получая одну за другой престижные призы за рубежом, свою первую российскую премию Михалков получил только через 20 лет (!) после блистательного старта… Все эти годы его работы окружала глухая зависть коллег и враждебность столичной элиты.

Любимчик судьбы родился в знаменитой семье. Его отец замечательный детский поэт-орденоносец, прославленный автор гимна СССР Сергей Михалков. Мать – поэтесса Наталья Кончаловская, переводчица, дочь большого художника Петра Кончаловского. А прадед Никиты - сам великий Суриков, титан русской монументальной живописи. Все эти слагаемые сразу создали Никите тайные проблемы, одна из которых - тень знаменитого отца, которого высоко ценил Сталин и который успешно достиг высот власти в литературном мире. Творческий старт Никиты выпал на 60-е годы, когда умами интеллигенции правили «шестидесятники». Они сурово осуждали советскую власть за искажение ленинских идеалов и партийную диктатуру. Они создали в искусстве и литературе поле морального сопротивления тогдашнему режиму. Для них Никита Михалков был в первую очередь выскочкой, советским барчуком, папенькиным отпрыском, чуть ли не баловнем Политбюро. И его яркий озорной успех был встречен в мире кино с враждебным изумлением.

Между тем Никита осознанно держал себя шалопаем.

В 18 лет он с абсолютной свободой исполнил свою первую крупную роль столичного юноши Кольки в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», где с раскованностью французского шансонье спел знаменитую песенку: «Бывает все на свете хорошо, в чем дело сразу не поймешь, а просто летний дождь прошел, нормальный летний дождь»…

Он был от природы музыкален, обладал улыбкой Гагарина.

В обаятельного сынка влюбилась все нормальное население страны.

Он внушал оптимизм: ребята, не все так плохо в СССР…

Многим это чувство казалось фальшивкой.

В успехе Никиты мерещилась рука папаши. Вот, наверное, еще почему Никита Михалков после окончания ВГИКа решился на службу в армии, и не где-нибудь, а на Дальнем Востоке, на флоте. Три года он тянул армейскую лямку на Камчатке. И хотя, конечно, знаменитость солдату рознь, все-таки, служба в армии разом сдувала пену злословия о комфорте судьбы, которым легендарный отец якобы окружил свое дитятко.

Если бы Михалков был бездарен, его работа в советском кино была бы освистана с меньшим азартом. Но дебют Никиты в качестве режиссера был на удивление мощным. В 1974 году 29 летний режиссер снял фильм о гражданской войне с провидческим названием «Свой среди чужих, чужой среди своих». В этой романтической балладе Михалков показал зрителю страну, расколотую бесконечной войной своих и чужих, изнурительную войну Алой и Белой гвардии, которая до сих пор так и не кончилась.

Этот фильм словно загипнотизировал судьбу Михалкова.

Для тогдашней антисоветской общественной мысли его позиция была чуждой, она призывала к миру, к согласию, к компромиссу, а не к войне с ложными социальными идеалами. Никто не сказал Никите, что он снял маленький шедевр. А следующий фильм Михалкова «Раба любви» был вообще встречен неоднозначно. Никто не отрицал, что это безусловный успех, но вот только чей? Дело в том, что Никита включился в остановленный проект гениального одиночки-вуайериста Рустама Хамдамова. Хамдамов снимал фильм по сценарию Горенштейна и Андрона Кончаловского, старшего брата Никиты. Хамдамов к той поре уже отснял часть фильма, но киностудия отвергла снятый материал, сам режиссер был отстранен от съемок, и Никиту, по сути, бросили на выручку перспективной истории. Сейчас мы знаем, как мастерски Никита умеет стилизовать, как органично чувствует актеров, натуру, природу, фактуру, одежду, пластику, жесты, позы, речь. Но тогда многие зашептали по углам, что Михалков присвоил чужую эстетику, тем более, что звезду Елены Соловей тоже открыл предшественник. Никто не заметил, что Соловей прошла вторичные пробы, и была утверждена на роль заново… Что ж, в ответ Никита только усилил свой бешеный натиск. Незаурядные картины следуют одна за другой: 1977. «Неоконченная пьеса для механического пианино» (Большая золотая раковина на фестивале в Сан-Себастьяне). 1979. «Пять вечеров» (Лучший иностранный фильм на экранах Болгарии и Польши). 1980. «Несколько дней из жизни Обломова» (Приз «Золотой щит Оксфорда»). 1987. «Очи черные» (приз за лучшую мужскую роль, который получил Марчелло Мастрояни в Каннах) и, наконец, «Урга».

Этот фильм, снятый Никитой Михалковым в 1992 году, окончательно принес ему мировую известность – приз «Золотой лев» на фестивале в Венеции, приз Европейской киноакадемии «Феликс» за лучшую режиссуру, Гран При в Кёльне, номинацию на «Оскар» и, - внимание - первая отечественная награда: Гран-при на фестивале «Кинотавр».

Таким образом, для признания коллег баловню судьбы потребовалось почти 20 лет, а в придачу понадобился еще и распад Советского Союза плюс кардинальная смена всех вех общественной жизни.

Эпоха перемен сделала кинорежиссера яркой общественной фигурой в новой России. Он сумел вписаться в исторический поворот мировой центрифуги. Вскоре он возглавил Союз кинематографистов. Затем в пику национальной премии «Ника» создал новую высшую награду «Золотой орёл». А параллельно открыл собственное дело, продюсерскую компанию «Три Т». Невозможно сегодня перечислить все его общественные посты числом около 30, где значится, например, членство в попечительском совете по возрождению монастыря Коренная пустынь и должность Председателя Общественного совета при Министерстве Обороны. Но в главном подозрения шестидесятников в том, что перед ними «чужой», а не «свой» полностью подтвердились. На общественном поприще нового капитализма Михалков заявил себя как дворянин, как потомок князей Михалковых, как сторонник монархии, как наследник офицеров из белой гвардии, как апологет сильной России и сильной руки. В кино кульминацией его взглядов стала, пожалуй, роль императора Александра III в собственном фильме «Сибирский цирюльник», роль, которую Михалков исполнил с наслаждением силы и вызовом упоительного азарта. В жизни апогеем популярности стала волна слухов (и ожиданий) о том, что он де вот-вот будет выдвинут на пост президента РФ.

Вот куда привел столичного звездного мальчика белый парус, о котором он чуть насмешливо и одновременно нежно пел в фильме «Я шагаю по Москве».

Обласканный славой, увенчанный Оскаром и Каннами за фильм «Утомленные солнцем», сегодня Никита Михалков входит в тройку «священных чудовищ» российского кино, которую составляют режиссеры: Александр Сокуров, Алексей Герман и он – Никита Михалков. Но удалось ли ему то, о чем звонко мечталось по молодости лет, получилось ли остановить ту глухую гражданскую войну, которая до сих пор терзает российское общество? Думаю, что нет.

обсудить в форуме - Все годы работы Михалкова его окружала глухая зависть коллег и враждебность столичной элиты.

форум ребека

новый форум



Комментариев нет: